Boeing получил контракт на производство первых четырех БЛА-заправщиков MQ-25A Stingray
30 августа 2018 г. ВМС США объявили, что корпорация Boeing победила в конкурсе на создание перспективного палубного беспилотного летательного аппарата-топливозаправщика MQ-25A "Stingray". Был заключен контракт с фиксированной ценой US$ 805,3 млн. (US$ 805,318,853). Контракт предусматривает разработку, постройку, испытания и интерграцию в (состав) авианосного авиационного крыла 4 (четырех) БЛА MQ-25A. Работы должны быть выполнены до августа 2024 года. Начальная операционная готовность БЛА (IOC) также запланирована на 2024 год. Основные работы будут производится на заводах Боинга в Сент-Луисе (Миссури) (45+%), Индианаполисе (Индиана), Сидар Рэпидс (Айова) [кстати, это родина легендарной радиокомпании Collins, ныне - Rocwell Collins], Квебек (Канада), Палм Бэй (Флорида), Сан-Диего (Калифорния) и ряде др. предприятий.
Основное назначение нового БЛА-заправщика MQ-25A: доставка до 15,000 фунтов топлива на расстояние от 500 морских миль (6800 кг на расстояние около 930 км) (это требования ВМС, данные 2017 г).
Официальная публикация ВМС США:
Navy awards Boeing $805.3 million contract to design, build MQ-25A Stingray
Story Number: NNS180830-02Release Date: 8/30/2018 6:24:00 PM
From Naval Air Systems Command, Patuxent River, Md. Public Affairs
WASHINGTON, D.C. (NNS) -- The Navy awarded a contract to The Boeing Co. Aug. 30 for the MQ-25A Stingray, the first operational carrier-based unmanned refueling aircraft.
This fixed-price-incentive-firm-target contract with a ceiling price of $805.3 million provides for the design, development, fabrication, test, delivery, and support of four MQ-25A unmanned air vehicles, including integration into the carrier air wing for an initial operational capability by 2024.
“MQ-25A is a hallmark acquisition program,” said Assistant Secretary of the Navy for Research, Development, and Acquisition James F. Geurts. “This program is a great example of how the acquisition and requirements communities work hand in hand to rapidly deliver capabilities to our Sailors and Marines in the fleet.”
When operational, MQ-25 will improve the performance, efficiency, and safety of the carrier air wing and provide longer range and greater persistence tanking capability to execute missions that otherwise could not be performed.
“This is an historic day,” said Chief of Naval Operations Adm. John Richardson. “We will look back on this day and recognize that this event represents a dramatic shift in the way we define warfighting requirements, work with industry, integrate unmanned and manned aircraft, and improve the lethality of the airwing — all at relevant speed. Everyone who helped achieve this milestone should be proud we're here. But we have a lot more to do. It’s not the time to take our foot off the gas. Let's keep charging."
The award is the culmination of a competitive source selection process supported by personnel from Naval Air Systems Command and the Unmanned Carrier Aviation program office (PMA-268) at Patuxent River.
MQ-25 is an accelerated acquisition program that expedites decisions that will enable rapid actions with less overhead. The intent is to significantly reduce development timelines from contract award to initial operational capability by five to six years. By reducing the number of key performance parameters to mission tanking and carrier suitability, industry has increased flexibility to rapidly design a system that meets those requirements.
POC for press inquiries: Ms. Jamie Cosgrove, jamie.cosgrove@navy.mil, PEO (U&W) Public Affairs, (301) 757-9703.
Текст контракта:
The Boeing Co., St. Louis, Missouri, is awarded a ceiling price $805,318,853 fixed-price-incentive-firm-target contract to provide the design, development, fabrication, test, verification, certification, delivery, and support of four MQ-25A unmanned air vehicles, including integration into the carrier air wing to provide an initial operational capability to the Navy. The work will be performed in St. Louis, Missouri (45.5 percent); Indianapolis, Indiana (6.9 percent); Cedar Rapids, Iowa (3.1 percent); Quebec, Canada (3.1 percent); Palm Bay, Florida (2.3 percent); San Diego, California (1.5 percent); and various locations inside and outside the continental U.S. (37.6 percent), and is expected to be completed in August 2024. Fiscal 2018 research, development, test and evaluation (Navy) funds in the amount of $79,050,820 will be obligated at time of award, none of which will expire at the end of the current fiscal year. This contract was competitively procured via an electronic request for proposals; three offers were received. The Naval Air Systems Command, Patuxent River, Maryland, is the contracting activity (N00019-18-C-1012).
+ см. также:
Официальный пресс-релиз Боинг: U.S. Navy Awards Boeing $805 million MQ-25 Contract; видео и фотогаллерея.
Navy Picks Boeing to Build MQ-25A Stingray Carrier-Based Drone -- USNI News.
Tyler Rogoway - Boeing is the winner of the Navy's MQ-25 Stingray tanker drone competition
Вариант MQ-25 от Боинга представляет собой БЛА, изначально разработанный по программе ВМС США UCLASS (создание ударного БЛА авианосного базирования); кроме того, при создании этого БЛА явно были использованы наработки компании по программе ударного БЛА X-45, который создавался по заданию ВВС США. В конкурсе на создание нового БЛА-заправщика также участвовали Locheed Martin и General Atomics. Проигрыш первой думаю ни у кого не вызывал сомнения, так как в отличии от конкурентов ее проект так и остался на бумаге (официальный фотоальбом: MQ-25A по версии Locheed Martin; красивые картинки, но...). General Atomics предложила флоту свой вариант MQ-25 сразу в нескольких вариантах: разведывательном/ударном/заправщика.
Этот БЛА явно является вариантом опытного ударно-разведывательного БЛА Predator C (Avenger) и дальним родственником БЛА семейства RQ/MQ-4 Global Hawk. В отличии от Локхид Мартин эти аппараты существует в реальности, и прошли всесторонние испытания. В конкурсе MQ-25A участвовала и корпорация Northrop Grumman -- создатель первых опытных разведывательно-ударных БЛА X-47A и X-47В. Утекла в сеть даже фотография опытного X-47В с прицепленным подвесным заправочным агрегатом, но уже осенью 2017 года Northrop Grumman выбыла из конкурса.
Многие предполагали, что контракт на производство нового БЛА-заправщика достанется General Atomics (это БЛА многие рассматривали как наиболее реалистичное предложение, в частности по объему передаваемого в воздухе горючего, кроме того имелся уже испытанный БЛА). Однако в итоге победил футуристичный-"стелсовидный" БЛА от Боинг. Какими соображениями руководствовалось командование ВМС США и NAVAIR остается только гадать.
ДОПОЛНЕНО
Основные этапы программы создания авианосного БЛА ( )Q-25 от блога бмпд
... проект MQ-25A Stingray (CBARS) появился на свет в результате решения руководства ВМС США в начале 2016 года фактически положить конец программе реактивного ударно-разведывательного малозаметного палубного беспилотного летательного аппарата Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike (UCLASS), которая, в свою очередь, "выросла" из небезызвестного амбициозного проекта Joint Unmanned Combat Air Systems (J-UCAS).
Таким образом, широко разрекламированная программа ударного палубного беспилотника, ведшаяся с 2006 года (сперва как J-UCAS, а с 2011 года - как UCAS-D, предлагаясь для дальнейшего развития как UCLASS) фактически завершилась безрезультатно. Хотя cозданный в рамках этих программ прототип-демонстратор ударного палубного БЛА Northrop Grumman X-47B, построенный в двух экземплярах, успешно "овладел" возможностями взлета с палубы авианосца и посадки на нее, а также дозаправки в воздухе, однако испытания показали, что характеристики и возможности аппаратов данного типа на нынешнем этапе развития техники еще явно недостаточны для решения полноценных автономных боевых задач на уровнях гибкости и надежности, сопоставимых с пилотируемым ударным самолетом.
В итоге в 2014-2015 годах кругами ВМС США и промышленности предлагалось дальнейшее развитие программы UCLASS в сторону создания серийных аппаратов с урезанными ударными возможностями, а то и просто главным образом разведывательных. Однако в результате было сочтено, что и в таком виде палубный БЛА пока что будет нецелесообразен, и что единственным возможным способом применения палубного БЛА на обозримое будущее будет достаточно простая и "шаблонная" роль палубного самолета-заправщика. Такой самолет будет действовать вне зоны противодействия противника, в основном в форме дежурства в определенных районах или сопровождения на маршруте пилотируемых машин.
Потребность в палубном самолете-заправщике сейчас стоит весьма остро перед ВМС США, поскольку после снятия с вооружения в 1997 году палубного самолета-заправщика Grumman KA-6D Intruder, задачи дозаправки авианосной авиации в воздухе возложены на строевые истребители Boeing F/A-18, оснащаемые подвесными заправочными агрегатами. Это налагает серьезную нагрузку на парк F/A-18, у которых число вылетов для использования в качестве заправщиков достигает 20-30 % от общего числа полетов - что, соответственно, сокращает ударный потенциал эскадрилий этих самолетов и авиагрупп в целом.
По замыслу, беспилотные палубные заправщики MQ-25A, помимо решения задач дозаправки в воздухе, послужат также в качестве машин, на которых будет отрабатываться адаптация "больших" БЛА к палубе авианосца и к использованию в составе авиагруппы в строевых условиях. Кроме того, планируется (по крайней мере, в теории), что заправщики MQ-25A сохранят "ограниченные" ударные и разведывательные возможности. БЛА должен использовать систему управления и обмена данными, отрабатывавшиеся в рамках программы UCLASS, в частности, сообщается, что три MQ-25A должны управляться с одного истребителя F-35C. Как заправщик MQ-25A должен быть способен передать 15 тысяч фунтов (6800 кг) топлива на дистанции 500 морских миль.
Запрос на предложения на создание беспилотного палубного заправщика MQ-25A (первоначально обозначался RAQ-25) по программе, cначала именовавшейся Carrier Based Aerial Refueling System (CBARS), был разослан в начале 2017 года, а уточненные требования - в октябре 2017 года. В конкурсе изначально приняли участие корпорации Northrop Grumman (предложившая вариацию все того же X-47B), Lockheed Martin (с проектом Sea Ghost на основе сухопутного БЛА RQ-170 Sentinel), General Atomics (с проектом Sea Avenger на основе БЛА Predator C/Avenger) и Boeing, В октябре 2017 года Northrop Grumman вышла из конкурса, сочтя дополнительные требования ВМС неприемлемыми для своего проекта.
Boeing в результате оказался единственным из конкурсантов, представившим реальный прототип-демонстратор по программе - что в итоге во многом и предопределило его победу. Свой прототип-демонстратор MQ-25A, обозначенный как Т1 (регистрационный номер N234MQ), Boeing представил в декабре 2017 года, при этом фактически данный БЛА был закончен изготовлением еще в ноябре 2014 года в качестве прототипа для планировавшейся программы UCLASS, и за последующие три года доработан для соответствия требованиям проекта MQ-25A (*). Начало летных испытаний Т1 намечено на ближайшее время. Всего Boeing планирует использовать для испытаний три прототипа MQ-25A, не считая четырех заказанных ВМС образцов.
Достижение стадии IOC четырьмя законтрактованными опытными (фактически предсерийными) образцами Boeing MQ-25A намечено на 2024 год. После этого ВМС США планируют приобрести минимум 72 серийных аппарата MQ-25A оценочной стоимостью 13 млрд долл.
_______________________
(*) встречалось и утверждение (якобы от сотрудников Боинг, публикация в одном известном авиационном издании), что их вариант MQ-25 изначально был построен к осени 2014 года как БЛА-заправщик. Однако версия о том, что БЛА разрабатывался сначала в рамках ТТТ программы UCLASS, а затем уже был переоборудован под измененные требвания флота на беспилотный топливозаправщик, кажется нам более правдоподобной.
Скриншоты из официального ролика Boeing о БЛА-заправщике MQ-25. Действительно аппарат выглядит необычно сверху. Тайлер Рогоуэй остроумно заметил, что сверху аппарат напоминает разъем для HDMI кабеля. Кстати, несколько лет назад представители Боинг сообщали, что несмотря на необычный, "стелс", дизайн их варианта БЛА Q-25, вопрос снижения заметности аппарата не был в числе приоритетных. Видимо и тут лукавство, т.к. все же боинговский вариант ( )Q-25 разрабатывался изначально как разведывательно-ударный аппарат. Однако для аппарата - заправщика, разумеется, сниженная заметность не так уж и важна.
Основное назначение нового БЛА-заправщика MQ-25A: доставка до 15,000 фунтов топлива на расстояние от 500 морских миль (6800 кг на расстояние около 930 км) (это требования ВМС, данные 2017 г).
Боинг MQ-25A. (с) Boeing Corporation.
детали контракта, заключенного 30 августа 2018 г. (via).
Официальные фотографии MQ-25A Stingray ((с) фото www.boeing.com)
Navy awards Boeing $805.3 million contract to design, build MQ-25A Stingray
Story Number: NNS180830-02Release Date: 8/30/2018 6:24:00 PM
From Naval Air Systems Command, Patuxent River, Md. Public Affairs
WASHINGTON, D.C. (NNS) -- The Navy awarded a contract to The Boeing Co. Aug. 30 for the MQ-25A Stingray, the first operational carrier-based unmanned refueling aircraft.
This fixed-price-incentive-firm-target contract with a ceiling price of $805.3 million provides for the design, development, fabrication, test, delivery, and support of four MQ-25A unmanned air vehicles, including integration into the carrier air wing for an initial operational capability by 2024.
“MQ-25A is a hallmark acquisition program,” said Assistant Secretary of the Navy for Research, Development, and Acquisition James F. Geurts. “This program is a great example of how the acquisition and requirements communities work hand in hand to rapidly deliver capabilities to our Sailors and Marines in the fleet.”
When operational, MQ-25 will improve the performance, efficiency, and safety of the carrier air wing and provide longer range and greater persistence tanking capability to execute missions that otherwise could not be performed.
“This is an historic day,” said Chief of Naval Operations Adm. John Richardson. “We will look back on this day and recognize that this event represents a dramatic shift in the way we define warfighting requirements, work with industry, integrate unmanned and manned aircraft, and improve the lethality of the airwing — all at relevant speed. Everyone who helped achieve this milestone should be proud we're here. But we have a lot more to do. It’s not the time to take our foot off the gas. Let's keep charging."
The award is the culmination of a competitive source selection process supported by personnel from Naval Air Systems Command and the Unmanned Carrier Aviation program office (PMA-268) at Patuxent River.
MQ-25 is an accelerated acquisition program that expedites decisions that will enable rapid actions with less overhead. The intent is to significantly reduce development timelines from contract award to initial operational capability by five to six years. By reducing the number of key performance parameters to mission tanking and carrier suitability, industry has increased flexibility to rapidly design a system that meets those requirements.
POC for press inquiries: Ms. Jamie Cosgrove, jamie.cosgrove@navy.mil, PEO (U&W) Public Affairs, (301) 757-9703.
Текст контракта:
The Boeing Co., St. Louis, Missouri, is awarded a ceiling price $805,318,853 fixed-price-incentive-firm-target contract to provide the design, development, fabrication, test, verification, certification, delivery, and support of four MQ-25A unmanned air vehicles, including integration into the carrier air wing to provide an initial operational capability to the Navy. The work will be performed in St. Louis, Missouri (45.5 percent); Indianapolis, Indiana (6.9 percent); Cedar Rapids, Iowa (3.1 percent); Quebec, Canada (3.1 percent); Palm Bay, Florida (2.3 percent); San Diego, California (1.5 percent); and various locations inside and outside the continental U.S. (37.6 percent), and is expected to be completed in August 2024. Fiscal 2018 research, development, test and evaluation (Navy) funds in the amount of $79,050,820 will be obligated at time of award, none of which will expire at the end of the current fiscal year. This contract was competitively procured via an electronic request for proposals; three offers were received. The Naval Air Systems Command, Patuxent River, Maryland, is the contracting activity (N00019-18-C-1012).
+ см. также:
Официальный пресс-релиз Боинг: U.S. Navy Awards Boeing $805 million MQ-25 Contract; видео и фотогаллерея.
Navy Picks Boeing to Build MQ-25A Stingray Carrier-Based Drone -- USNI News.
Tyler Rogoway - Boeing is the winner of the Navy's MQ-25 Stingray tanker drone competition
***
Вариант MQ-25 от Боинга представляет собой БЛА, изначально разработанный по программе ВМС США UCLASS (создание ударного БЛА авианосного базирования); кроме того, при создании этого БЛА явно были использованы наработки компании по программе ударного БЛА X-45, который создавался по заданию ВВС США. В конкурсе на создание нового БЛА-заправщика также участвовали Locheed Martin и General Atomics. Проигрыш первой думаю ни у кого не вызывал сомнения, так как в отличии от конкурентов ее проект так и остался на бумаге (официальный фотоальбом: MQ-25A по версии Locheed Martin; красивые картинки, но...). General Atomics предложила флоту свой вариант MQ-25 сразу в нескольких вариантах: разведывательном/ударном/заправщика.
MQ-25 по версии GA
Этот БЛА явно является вариантом опытного ударно-разведывательного БЛА Predator C (Avenger) и дальним родственником БЛА семейства RQ/MQ-4 Global Hawk. В отличии от Локхид Мартин эти аппараты существует в реальности, и прошли всесторонние испытания. В конкурсе MQ-25A участвовала и корпорация Northrop Grumman -- создатель первых опытных разведывательно-ударных БЛА X-47A и X-47В. Утекла в сеть даже фотография опытного X-47В с прицепленным подвесным заправочным агрегатом, но уже осенью 2017 года Northrop Grumman выбыла из конкурса.
Многие предполагали, что контракт на производство нового БЛА-заправщика достанется General Atomics (это БЛА многие рассматривали как наиболее реалистичное предложение, в частности по объему передаваемого в воздухе горючего, кроме того имелся уже испытанный БЛА). Однако в итоге победил футуристичный-"стелсовидный" БЛА от Боинг. Какими соображениями руководствовалось командование ВМС США и NAVAIR остается только гадать.
***
ДОПОЛНЕНО
Основные этапы программы создания авианосного БЛА ( )Q-25 от блога бмпд
... проект MQ-25A Stingray (CBARS) появился на свет в результате решения руководства ВМС США в начале 2016 года фактически положить конец программе реактивного ударно-разведывательного малозаметного палубного беспилотного летательного аппарата Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike (UCLASS), которая, в свою очередь, "выросла" из небезызвестного амбициозного проекта Joint Unmanned Combat Air Systems (J-UCAS).
Таким образом, широко разрекламированная программа ударного палубного беспилотника, ведшаяся с 2006 года (сперва как J-UCAS, а с 2011 года - как UCAS-D, предлагаясь для дальнейшего развития как UCLASS) фактически завершилась безрезультатно. Хотя cозданный в рамках этих программ прототип-демонстратор ударного палубного БЛА Northrop Grumman X-47B, построенный в двух экземплярах, успешно "овладел" возможностями взлета с палубы авианосца и посадки на нее, а также дозаправки в воздухе, однако испытания показали, что характеристики и возможности аппаратов данного типа на нынешнем этапе развития техники еще явно недостаточны для решения полноценных автономных боевых задач на уровнях гибкости и надежности, сопоставимых с пилотируемым ударным самолетом.
В итоге в 2014-2015 годах кругами ВМС США и промышленности предлагалось дальнейшее развитие программы UCLASS в сторону создания серийных аппаратов с урезанными ударными возможностями, а то и просто главным образом разведывательных. Однако в результате было сочтено, что и в таком виде палубный БЛА пока что будет нецелесообразен, и что единственным возможным способом применения палубного БЛА на обозримое будущее будет достаточно простая и "шаблонная" роль палубного самолета-заправщика. Такой самолет будет действовать вне зоны противодействия противника, в основном в форме дежурства в определенных районах или сопровождения на маршруте пилотируемых машин.
Потребность в палубном самолете-заправщике сейчас стоит весьма остро перед ВМС США, поскольку после снятия с вооружения в 1997 году палубного самолета-заправщика Grumman KA-6D Intruder, задачи дозаправки авианосной авиации в воздухе возложены на строевые истребители Boeing F/A-18, оснащаемые подвесными заправочными агрегатами. Это налагает серьезную нагрузку на парк F/A-18, у которых число вылетов для использования в качестве заправщиков достигает 20-30 % от общего числа полетов - что, соответственно, сокращает ударный потенциал эскадрилий этих самолетов и авиагрупп в целом.
По замыслу, беспилотные палубные заправщики MQ-25A, помимо решения задач дозаправки в воздухе, послужат также в качестве машин, на которых будет отрабатываться адаптация "больших" БЛА к палубе авианосца и к использованию в составе авиагруппы в строевых условиях. Кроме того, планируется (по крайней мере, в теории), что заправщики MQ-25A сохранят "ограниченные" ударные и разведывательные возможности. БЛА должен использовать систему управления и обмена данными, отрабатывавшиеся в рамках программы UCLASS, в частности, сообщается, что три MQ-25A должны управляться с одного истребителя F-35C. Как заправщик MQ-25A должен быть способен передать 15 тысяч фунтов (6800 кг) топлива на дистанции 500 морских миль.
Запрос на предложения на создание беспилотного палубного заправщика MQ-25A (первоначально обозначался RAQ-25) по программе, cначала именовавшейся Carrier Based Aerial Refueling System (CBARS), был разослан в начале 2017 года, а уточненные требования - в октябре 2017 года. В конкурсе изначально приняли участие корпорации Northrop Grumman (предложившая вариацию все того же X-47B), Lockheed Martin (с проектом Sea Ghost на основе сухопутного БЛА RQ-170 Sentinel), General Atomics (с проектом Sea Avenger на основе БЛА Predator C/Avenger) и Boeing, В октябре 2017 года Northrop Grumman вышла из конкурса, сочтя дополнительные требования ВМС неприемлемыми для своего проекта.
Boeing в результате оказался единственным из конкурсантов, представившим реальный прототип-демонстратор по программе - что в итоге во многом и предопределило его победу. Свой прототип-демонстратор MQ-25A, обозначенный как Т1 (регистрационный номер N234MQ), Boeing представил в декабре 2017 года, при этом фактически данный БЛА был закончен изготовлением еще в ноябре 2014 года в качестве прототипа для планировавшейся программы UCLASS, и за последующие три года доработан для соответствия требованиям проекта MQ-25A (*). Начало летных испытаний Т1 намечено на ближайшее время. Всего Boeing планирует использовать для испытаний три прототипа MQ-25A, не считая четырех заказанных ВМС образцов.
Достижение стадии IOC четырьмя законтрактованными опытными (фактически предсерийными) образцами Boeing MQ-25A намечено на 2024 год. После этого ВМС США планируют приобрести минимум 72 серийных аппарата MQ-25A оценочной стоимостью 13 млрд долл.
_______________________
(*) встречалось и утверждение (якобы от сотрудников Боинг, публикация в одном известном авиационном издании), что их вариант MQ-25 изначально был построен к осени 2014 года как БЛА-заправщик. Однако версия о том, что БЛА разрабатывался сначала в рамках ТТТ программы UCLASS, а затем уже был переоборудован под измененные требвания флота на беспилотный топливозаправщик, кажется нам более правдоподобной.
Комментарии
Отправить комментарий