Некоторые НИР и ОКР КСО США (летательные аппараты, автоматизация, БЛА, роевые технологии, средства поражения)

Стив Тримбл, один из редакторов известнейшего издания "Эвиейшн Уик" (Aviation Week & Space Technology), опубликовал весьма любопытную презентацию от программного офиса летательных аппаратов с неподвижным крылом (самолеты, конвертопланы) (PEO Fixed Wing) Командования Специальных Операций США. Собственно презентация посвящена НИР и ОКР (R&D Initiatives) по летательным аппаратам ССО США будущего. Смело, ничего не скажешь, как раз в духе ССО, они "всякое такое" любят:

Steve Trimble @TheDEWLine
SOCOM's PEO for Fixed Wing is presenting now at vSOFIC, and, boy, is this slide interesting. HSVTOL, munitions carousel, swarms, an MC-130 amphibian and a "Remote Gunship."
6:59 PM · 19 мая 2021 г. ·Twitter Web App

Очень интересные исследования и разработки.

-- амфибийный вариант самолета MC-130J ("Супер Херк-на-поплавках"; проект "MAC" - MC-130J Amphibious Capability)
Тримбл:  This is all he said about the C-130 amphibian: The idea is "to be able to take an MC 130J and take off and land in water or on land on the same mission. So think about how that would expand the competitive space."
"Исчерпывающее объяснение" от представителя КСО США :-)
Попытки поставить на поплавки самолеты C-130 предпринимались еще в 1960-ые годы. Но сейчас, точнее в ближайшей перспективе, сам бог велел. Собственно зачем MC-130J ставить на гигантские поплавки ? (при этом остается возможность использовать его с наземных аэродромов). Для использования в специфических условиях, где большие расстояния и много воды. На ум сразу приходят Тихий Океан ("сдерживание Китая") и возможно арктические районы ("сдерживание России"), но возможно такой "поплавковый Супер Херк" можно будет использовать и в других регионах (Африка, Ближний Восток/Дальний Восток).
На какой стадии разработки - неизвестно. Но сделать "поплавковый Супер Херк" думаю вполне реально.
Большое внимание ( )C-130J уделяет также КМП США, который планируется почти полностью переключить на "сдерживание Китая" в тихоокеанском регионе. Причем Корпус даже планирует сократить количество эскадрилий транспортных вертолетов в пользу именно наращивания количества самолетов KC-130J. Последний в настоящее время фактически многоцелевой, скажем так вспомогательного и боевого назначения, самолет, способный использоваться как транспортный самолет, самолет-заправщик вертолетов и самолетов топливом в воздухе, и как штурмовой самолет непосредственной огневой поддержки наземных подразделений (при установке комплекта вооружения Harvest HAWK). В целом будущее у самолетов семейства ( )C-130J радужное -- они до сих пор состоят на вооружении в США и еще ряде стран мира, и снимать с вооружения в ближайшие лет десять их явно не планируют.

MAC -- MC-130J Amphibious Capability, (с) PEO Fixed Wongs, обработка фото Naval News.

Дополнение (2021/5/23):
Издание Naval News сделало официальный запрос по поводу MC-130J-на-поплавках в КСО США (USSOCOM), и им письменно ответил официальный представитель USSOCOM, коммандер Тим Хокинс:
"Возможности амфибии MC-130J, или "MAC", как мы это называем, -- это концепция, которую мы изучаем. Концепция "MAC" включает в себя возможность модифицировать самолет и дать ему возможность взлетать и приземляться как на земле, так и на воде - и все это в рамках одной миссии. Это сложное физическое и инженерное предложение, поэтому SOCOM в настоящее время работает с промышленностью над изучением технико-экономических и эксплуатационных характеристик, а также цифровыми проектированием [моделированием], чтобы определить наилучший путь вперед в развитии возможностей".
КСО США не предоставило дополнительной информации, например, заинтересованы ли другие службы, такие как Корпус Морской Пехоты США, ВМС США или Береговая Охрана США, в совместной разработке и совместном финансировании этого проекта, а также данных о приблизительных сроках окончания работ. Поскольку MC-130J "Commando II", который планируется преобразить в т.н. "MAC", используется только ССО ВВС США (AFSOC), полагает автор публикации в Naval News, то похоже КСО США ведет проработку проекта "MAC" в одиночку. Судя по тому, что сказал представитель КСО США, проект находится на стадии НИР (как и указано на плакате), речи о изготовлении опытного образца пока не идет.

-- High Speed VTOL (скоростной ЛА вертикального взлета и посадки)
Данные работы явно проводятся в рамках программы плановой замены конвертопланов CV-22B Osprey ССО ВВС США (AFSOC) в ближайшем будущем. В целом, опубликованное видео нам показывает фактически легкий многоцелевой самолет (аналог самолетов типа C-12, UC-35, широко используемых военными США), но с возможностью вертикального взлета и посадки. Концепция нехитрая в общем-то - самолет оснащается двумя поворотными турбовинтовыми двигателями и двумя ТРДД; первые обеспечивают вертикальный взлет и посадку ЛА, при переходе в горизонтальный полет гондолы двигателей поворачиваются, лопасти винтов складываются, вторая пара двигателей (ТРДД) обеспечивают собственно полет ЛА со высокой дозвуковой скоростью, большей чем у CV-22B (м.б. 800-900 км/ч).

(C) USTPO (Trademark and Patent Office). A Bell study for a new-generation convertiplane. via Drive com.
Проработки компании Белл в области создания скоростного конвертоплана с комбинированной силовой установкой (изображение заимствовано из патента).

Судя по всему такой ЛА пока находится в стадии НИР (расчеты, макеты и их обдувка в аэродинамических трубах и т.п.). Современный уровень технологий думаю позволяет построить такой конвертоплан, это может произойти в ближайшие годы, но прибавим к этому испытания, потом сертификацию, подбор оборудования для наземного обслуживания, и т. п. ... вероятно раньше 2025-2030-х годов такой ЛА с большой вероятностью КСО США не получат.

-- "Remote Gunship"
О чем собственно речь ? О телеуправляемом ударном самолете типа MC-130/AC-130 ССО ВВС ? Нет, самолет будет пилотируемым, дистанционно-управляемым ("вынесенным") будет вооружение.

- What is a "remote" gunship?  Greater standoff range?  Or did they decline to clarify?
- Automated systems to reduce crew size. ... Reduced crew, not unmanned.

Что такое -- "Remote Gunship"? Типа с увеличенной дальностью поражения целей ? Или они пока не раскрывали подробности ? -- Средства автоматизации, поясняет г-н Тримбл, для сокращения экипажа. ... Сокращенный экипаж, самолет не будет беспилотным.

Итак, вооруженный самолет MC-130/AC-130, с сокращенным экипажем. Средства автоматизации позволят сократить собственно количество членов экипажа, непосредственно отвечающих за обнаружение наземных/воздушных целей, прицеливание и стрельбу из пушек (25-мм, 30-мм, и 105-мм гаубица), прицеливание / наведение на цель управляемых ракет и УАБ, сброс/подбор малых и сверхмалых БЛА, возможно даже за РЭБ. Сокращение экипажа позволит сэкономить на дополнительном топливе и/или боеприпасах для оружия и/или на иных специальных нагрузках. Что там конкретно прорабатывается не очень ясно, можно лишь предполагать:

(а) экипаж максимально сокращен, лишь 1 или 2 члена экипажа отвечают непосредственно за обнаружение и поражение наземных целей, сброс/подбор БЛА, и др. Работа бортового вооружения (заряжание, перезаряжание, сама стрельба и пуск управляемого оружия, сброс БЛА) полностью или частично автоматизирована.

(б) экипаж самолета сокращен до минимума (летчик,штурман, оператор связи/РЭБ; возможно будет использоваться запасной экипаж); работа бортового вооружения полностью автоматизирована (заряжание, перезаряжание, сама стрельба, пуск управляемого оружия, сброс БЛА), обнаружение целей и открытие огня полностью возложено на бортовой боевой... эээ... "искусственный интеллект".

(в) вариант (а) или вариант (б) с возможностью управления огнем и самим ведением огня строго по командам от специального оператора находящегося непосредственно на земле. Наиболее правдоподобный вариант, в этом случае MC-130/AC-130 действительно именно что "вынесенный ганшип", действующий строго по командам операторов на земле. Что бы подобная летающая батарея действовала как надо, выходила на цель когда надо и стреляла когда надо и куда надо требуется синхронизация и работа средств связи практически идеальные, что в реальных боевых условиях довольно затруднительно.

Все три варианта выглядят вполне себе реализуемыми, посмотрим что там получится в итоге. Пока наиболее правдоподобно выглядят вариант (а), или даже скорее комбинация варианта (а) с вариантом (в) (сокращенный расчет бортового вооружения постоянно, в реальном времени, координирующий "работу" по информации от специальных операторов на земле, все процессы (обнаружение, ведение огня, связь с землей) автоматизированы).

--пусковые механизмы
--боеприпасы

Продемонстрировано интересное, хотя и не новое решение -- миниатюрные АСП (УР или мини УАБ, включая барражирующие боеприпасы), в пусковой установке карусельного типа, помещенные в контейнер, подвешиваемый под крылом самолета. Внешне напоминает кассетную авиационную бомбу, хотя это фактически аналог несбрасываемой авиационной кассетной установки (в советской терминологии - "контейнер для мелких грузов" (КМГ)). Можно предположить, что вместо АСП такая контейнерная пусковая установка может снаряжаться миниатюрными БЛА (см. ниже "ролевые технологии").
Пусковые установки карусельного типа для отстрела мини-УР или УАБ, или радио гидроакустических буев, уже используется на самолетах ССО ВВС США (AC/MC-130 для УР AGM-176 Griffin, УАБ GBU-69/B SGM) и ВМС США (P-8A) соответственно, но они устанавливаются только непосредственно в корпус ЛА, и снаряжение и отстрел "изделий" из таких ПУ производится непосредственно оператором, вручную. Разрабатываемая контейнерная ПУ устанавливается "за бортом", отстрел АСП может производится по командам оператора вооружений или даже летчика.
Новые контейнерные карусельные ПУ можно будет использовать не только с самолетов типа AC/MC-130, но вероятно и с вертолетов, конвертопланов, и легких коммерческих самолетов, широко используемых ССО США.

-- Untegrated Swarming Effects (роевое применение малых и микро БЛА)
Роевое применение интересное направление в разработке вообще любых беспилотных систем, авиационных, морских, наземных. В США изучением роевых технологий для беспилотной техники занимаются уже порядка 20 лет, и добились некоторых успехов. Свои swarming-программы имеются в Армии США, ВМС США, ВВС США, вот теперь этим вплотную займутся и ССО США.
Роевое применение беспилотных систем подсмотрено в живой природе. Суть заключается в координированном применении групп беспилотных аппаратов, которые, постоянно обмениваясь данными между собой и вынесенным носителем/оператором, могут использоваться для решения широкого круга задач, включая разведку, слежение за целями, поражение целей, ретрансляция радиосигналов, РЭ подавление или постановка помех. Одна из ключевых особенностей роя БЛА - уничтожение или поломка одного или нескольких аппаратов почти никак не скажется на решении конкретной задачи. Вероятно в рое все аппараты могут действовать вместе (как рой пчел или косяк сельди), либо разделятся на несколько групп, каждая из которых будет решать свои задачи. Кроме того рой из малых или микро БЛА - настоящая головная боль для средств ПВО/ПРО.
Перспективы конечно завораживают. Например, рой микро-БЛА сможет например не просто обнаружить цель, передать ее координаты оператору, но и "показать" цель (фото или потоковое видео) оператору с нескольких ракурсов.
Ключевые технологии: стабильная сетецентрическая радиосвязь, желательно с поддержкой высокой скорости передачи данных для передачи обычного/потокового видео; геопозиционирование; управление (телеуправление, полу- и полностью автономное управление).

-- легкая РЛС в контейнере, для оснащения легких самолетов ССО
(на картинке из презентации, как подсказывают читатели Тримблу, не РЛС в контейнере, а лидар IMSAR NSP-7 LIDAR в контейнере, испытывавшийся на легком штурмовике IOMAX Archangel).
Тут ничего сложного. Контейнерные РЛС появились еще в 1960-ые годы; за последние лет 30 было создано несколько десятков различных образцов небольших РЛС различного назначения размещаемых целиком в контейнерах, для оснащения в первую очередь БЛА. Так что создать малогабаритную контейнерную станцию с поддержкой режимов синтезирования апертуры (SAR), обнаружения движущихся наземных/надводных целей (GMTI) , и др., для легких самолетов (включая легкие штурмовики) ССО думаю будет не проблема, в принципе прямо сейчас можно выбирать из имеющихся на рынке, готовых изделий.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

радиолокационная станция AN/MPQ-64A4 "Sentinel A4"

50 мм автоматическая пушка XM913 "Enhanced Bushmaster III"

Презентация ЗРАК "Панцирь-М" на МВМС-2017