"Воздушная Артиллерия" Армии США (ОКРы 1960-х - 70-х годов)

Если у аериканской армии к началу 1960-х годов появилась "воздушная кавалерия" -- легкие ударные (AH-1 Cobra) и многоцелевые (UH-1 Huey) вертолеты -- то почему бы не появится и "воздушной артиллерии" ? Вероятно именно так рассуждали генералы Армии США, дав добро на проведение работ по оснащению транспортных вертолетов Армии США артиллерийским вооружением. Причем речь шла не о легких и скорострельных автоматических пушках, напротив, речь шла об оснащении вертолетов полевыми пушками или гаубицами, калибра до 105 мм (!). Работы велись с начала 1960-х годов по начало 1970-х, от Армии США ведущей научно-исследовательской и испытательной организацией вытупал Рок-Айлендский Арсенал (г. Рок-Айленд, шт. Иллинойс) (Rock Island Arsenal, Rock Island, Illinois), еще ряд НИО Армии США и авиационные конструкторские бюро.

Согласно отчету Aerial Artillery Design Study. Two Externally Mounted XM204 Howitzers on a CH-47C Helicopter (о нем речь пойдет ниже):

Previous Army testing of large weapons on the earlier H-21 helicopter showed that this helicopter needed significant reinforcements. Muzzle blast and recoil damage occurred in the large recoilless rifle tests at Aberdeen, results analyzed in Reference 1, and tests of the 75mm Pack howitzer and the 105mm howitzer at Rock Island, References 2 and 3,respectively.

(ссылка на отчеты от 1961, 1964 и 1965 гг Рок-Айлендского Арсенала).

Из этого короткого отрывка можно понять что изначально (где-то на стыке 1950-х и 60-х годов) начались эксперименты по "интеграции" пехотных и полевых артсистем на двухдвигательный транспортный вертолет Пясецки H-21 Shawnee ("Шауни"; также известный под прозвищем "летающий банан"). Сначала испытания проводились на знаменитом Абердинском полигоне, причем испытывались "большие" безоткатные орудия (какие конкретно БО неизвестно, но явно что-то из этого -- 75-мм БО M20, или 90-мм БО M67, или 105-мм БО M27, или 106-мм БО M40(  )). Впоследствии, это уже точно начало 60-х гг. на территории самого Рок-Айлендского Арсенала Армии США велись ОКР по "интеграции" в вертолет H-21 75-мм вьючной гаубицы и штатной армейской 105-мм полевой гаубицы M2(  ) (она же M101(  )). Испытания внезапно(!) показали, что для установки арт.систем вертолет H-21 требует значительного усиления конструкции; сами испытания, со стрельбой и из безоткатных орудий, и из полевых гаубиц, сопровождались неудачами -- дульная волна и отдача вызывали повреждения конструкции вертолета. "Неожиданно".

105-мм гаубица M2A2 (качающаяся часть) на оригинальном станке, интегрированном в фюзеляж модифицированного вертолета H-21 (что забавно, для испытаний используется, вероятно списанный, вертолет H-21 ВВС США), Рок-Айлендский Арсенал Армии США, 23 мая 1963 г.
(фото из коллекции U.S.Army Rock Island Arsenal).

Несмотря на неубедительные результаты испытаний, эксперименты по оснащению вертолетов Армии США полевыми артсистемами продолжались. Видимо нельзя было вот так просто взять и отказаться от идеи "воздушной артиллерии". Причем, если кому неясно, речь шла не о мобильных артсистемах (вертолет перебрасывает гаубицу, гаубица весело палит с земли), нет, речь именно шла о создании крупнокалиберных арткомплеков воздушного базирования, для поражения наземных целей.

Тем временем в 1960-ые гг для Армии США была разработана любопытная штуковина -- легкая 105-мм гаубица "с мягким откатом" XM204 (см. фотоальбом, например). Рок-Айлендский Арсенал Армии США активно участвовал в ее разработке. Возникла идея об оснащении такими гаубицами новых тяжелых транспортных вертолетов CH-47C Chinook ("Чинук"). Разработка велась совместными усилиями специалистов Рок-Айлендского Арсенала и подразделения Vertol компании Boeing. Первые контракты были заключены в середине 1960-х годов. Предварительные НИР и ОКР закончились к 1972 году. Финальный отчет: Aerial Artillery Design Study. Two Externally Mounted XM204 Howitzers on a CH-47C Helicopter. (The Boeing Company, Vertol Division, Philadelphia, Pennsylvania, Oct. 1972) (см. тут, документ pdf).

Вертолетный артиллерийский комплекс - CH-47C с двумя 105-мм гаубицами XM204. Рисунок из отчета: Aerial Artillery Design Study. Two Externally Mounted XM204 Howitzers on a CH-47C Helicopter. (The Boeing Company, Vertol Division, Philadelphia, Pennsylvania, Oct. 1972).

Получилось нечто монструозное -- вертолет CH-47C предполагалось оснастить двумя 105-мм гаубицами XM204, закрепленными на специальных спонсонах ("стрельбовых платформах"), на правом и левом бортах вертолета, снаружи. В воздухе обе гаубицы могли вести огонь по наземным целям (направление - строго вперед, по полету), при этом гаубицы планировалось оснастить механизмом автоматического перезаряжания, что должно было обеспечивать скорострельность каждой гаубицы до 30(!) выстрелов в минуту, сообщает отчет. Интересно и то, что предполагалось использовать этот странный летающий артиллерийский монстр и для стрельбы с земли. При это гаубица, установленная по правому борту, оставалась закрепленной на своей платформе, и при стрельбе с земли могла вести огонь в азимутальном секторе 150 градусов, а вот гаубица установленная на платформе с левого борта была "полноценной гаубицей XM204" ("complete XM204 field piece"), то есть могла быть относительно быстро снята со своей стрельбовой платформы и стрелять с грунта как классическое орудие (XM204 - гаубица с круговым обстрелом). Транспортируемый в вертолете боекомплект -- 96 выстрелов, полетная масса вертолетного комплекса (2 гаубицы, боекомплект, экипаж, расчет (9 человек), топливо) составлял чуть более 45 000 фунтов (~20410...20870 кг).

Так или иначе, но даже опытный образец такого вертолетного арткомплекса ("CH-47C Helicopter Aerial Artillery Weapon System") не был(?) построен, и программу в итоге разумеется свернули ("слишком высоки технические риски"). А жаль, это видимо было бы нечто :) В дальнейшем Армия США к идеи оснащения больших вертолетов полевыми артсистемами не возвращалась. Однако 105-мм гаубицы таки прижились в воздухе. По техническому заданию Сил Специальных Операций ВВС США (AFSOC) был создан специальный вариант 105-мм армейской легкой авиадесантируемой гаубицы M102. Ствол орудия (качающейся части) был укорочен и снабжен дульным тормозом-пламегасителем, разработаны специальный станок и крепление. Правда устанавливается такая гаубица не на вертолетах, а на транспортно-штурмовых самолетах семейства AC-130 ССО ВВС США. И используется и по сей день.

Самолет AC-130J Ghostrider ССО ВВС США прибыл на авиабазу Кадена (Окинава, Япония) 29 марта 2021 г.; хорошо видны ствол 30-мм пушки GAU-23/A (вариант пушки Mk 44 Bushmaster II) и ствол с дульным тормозом-пламегасителем 105-мм гаубицы (справа).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

радиолокационная станция AN/MPQ-64A4 "Sentinel A4"

50 мм автоматическая пушка XM913 "Enhanced Bushmaster III"

Презентация ЗРАК "Панцирь-М" на МВМС-2017