Заключен контракт на производство ПКР NSM для кораблей типа LCS ВМС США.
Свершилось. Компания Raytheon Co. получиа контракт ВМС США стоимостью US$ 848 млн. на поставки флоту противокорабельных крылатых ракет NSM в рамках программы OTH (Over-the-Horizon) Anti-Surface Weapon System [Missile] для вооружения боевых кораблей типа LCS-1 и LCS-2.
То, что контракт получат Рейтеон и их партнер -- норвежская компания Kongsberg -- стало ясно еще в прошлом году, когда один за другим из конкурса выбыли конкуренты -- новая ПКР LRASM (разработчик Lockheed Martin) и модернизированный вариант ПКР AGM/RGM-84 Harpoon Block II+ / Harpoon Block II+ ER (программа "Harpoon Next Generation", Boeing). Сначала в мае 2017 года стало известно что из конкурса выбыла ракета Harpoon Block II+, как не соответсвующая требованиям заказчика (т.е. ВМС США), а затем и ракета LRASM. Таким образом победителем конкурса на создание новой "загоризонтной ПКР" для кораблей типа LCS и перспективных фрегатов УРО (FFG(X)) стала дозвуковая ПКР NSM, предлагаемая Kongsberg и Raytheon.
Самое интересное, что от ракет LRASM и дальнейшей модернизации ПКР ТН/ОТН типа "Harpoon" (Harpoon Block II+ / Harpoon Block II+ ER) американский флот не отказывается. Противокорабельная ракета оперативно-тактического назначения LRASM в ближайшие годы поступит на вооружение авиации ВМС США (носители: истребители F/A-18E/F) и ВВС США (B-1B). Авиационная ПКР LRASM (модификация АКР AGM-158 JASSM) разрабатывается как "неотложная операционная потребность" в современной ПКР воздушного базирования в интересах Тихоокеанского Командования Вооруженных Сил США ("was developed as part of an urgent operational need for U.S. Pacific Command for a modern air launched anti-ship cruise missile"). Также продолжаются работы по модификации ракеты LRASM для вооружения боевых надводных кораблей, причем ракета предлагается как в варианте для вертикальных (типа MK 41 VLS), так и обычных наклонных палубных пусковых установок (прототип такой ПУ уже создан Lockheed Martin). Однако ВМС США пока официально не высказали какого-либо интереса к варианту ПКР LRASM для боевых НК, поэтому корабельный вариант комплекса с ПКР LRASM в настоящее время фактически активно продвигается на экспорт. Мы не располагаем какой-либо достоверной информацией о разработке варианта ПКР LRASM для оснащения подводных лодок.
Противокорабельная ракета "Гарпун" (Harpoon), принятая на вооружение ВМС США еще в конце 1970-х годов продолжает оставаться на вооружение боевых кораблей и авиации американского флота. Совершенствование этой ракеты продолжается, причем как в интересах ВМС США, так и зарубежных заказчиков. В настоящее время продолжается разработка ПКР Harpoon Block II+ и Harpoon Block II+ ER (т.е. увеличенной дальности действия) в интересах авиации ВМС США (заказчик -- Командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR)). Не так давно, примерно в декабре 2017 года, состоялись очередные успешные пуски авиационной ПКР Harpoon Block II+ с истребителя F/A-18. Помимо новой радиолокационной головки самонаведения новая ПКР Harpoon Block II+(AGM-84N) получила усовершенствованный комплект спутникового наведения (приёмник сигналов СНС NAVSTAR/GPS) и оборудования приёма данных (data link), позволяющее использовать ракету в т.н. "сетецентрических" (сетевых) операциях (что это значит: например, в полете ракета может получить по радиолинии передачи данных целеуказание о новой цели от другого корабля или самолета/вертолета или даже с наземного пункта (т.е. не от носителя, с которого был осуществлен пуск), и соответственно, перенацелиться на эту новую цель; это более гибкий, именно "сетевой", способ целеуказания для крылатых ракет при стрельбе по движущимся надводным/береговым целям при стрельбе на предельную (загоризонтную) дальность, нежели те, что обеспечивали "классические" системы радиотехнической/радио/радиолокационной разведки и целеуказания для дальнобойных ПКР, такие как советские системы (космическая) МКРЦ-1 "Легенда" и (авиационная) "Успех" и американские системы OUTLAW SHARK, AN/ULQ-20 BGPHES и AN/SSQ-108( ) Classic OUTBOARD). Также продолжаются работы по программе АКР AGM-84H/K SLAM-ER (телеуправляемый вариант ПКР Harpoon для поражения наземных целей).
Однако о дальнейшей модернизации противокорабельных ракет Harpoon для оснащения боевых кораблей ВМС США информация в официальной документации отстуствует, и тема эта вообще не поднимается в официальных масс-медиа. Известно лишь, что масштабная модернизация ракет предлагалась (и не один раз) флоту корпорацией Boeing (производитель ракет семейства Harpoon). Это вероятно свидетельствует о том, что в ближайшие годы, возможно уже в ближайшие 5-10 лет, эти ракеты начнут постепенно снимать с вооружения флота. Альтернатива корабельным ПКР RGM-84( ) Harpoon уже имеется (новые ПКР LRASM и NSM, и "суррогатные ПКР", полученные путем переоборудования КР Tomahawk Block IV и ЗУР(!!!) SM-6 (RIM-174 ERAM)).
С "гарпунами" на американских подводных лодках история еще более непростая. Дело в том, что еще 20 лет назад, в 1997 году лодочные ПКР UGM-84A Harpoon (так же известна как Sub-Harpoon) были сняты с вооружения ВМС США. Фактически все подводные силы ВМС США остались без дальнобойного ("загоризонтной" дальности действия) противокорабельного ракетного оружия. 20 лет назад это было вполне оправданным решением. Связано это было разумеется с тем, что а) флот в те годы был полностью переориентирован на борьбу с береговыми целями ("флот против берега"), и соответственно приоритет был отдан крылатым ракетам для поражения наземных целей, таким как TACTOM (она же Tomahawk Block IV, она же TLAM) или RGM-165 LASM (вариант ЗУР SM-2); б) отсутствие целей -- "холодная война" закончилась, проигравшая сторона успешно утилизировала быстрыми темпами свой флот, а ВМС НОАК (ВМС КНР) в те годы еще не представляли серьезной угрозы. Тогда же, в конце 1990-х -- начале 2000-х годов, и по тем же причинам, ПКР Harpoon перестали устанавливаться и на все вводимые в строй новые боевые корабли, то есть на эсминцы типа "Arleigh Burke" подсерий Flight IIA/IIA+. Тем не менее лодочный вариант ПКР Harpoon до сих пор остается на вооружении подводных лодок ряда стран мира.
С ростом экономической и военной мощи Китая, с началом восстановления ВМФ России (и конфликтов на Донбассе и в Сирии), американское военное командование наконец-то вспомнило о необходимости противокорабельного ракетного оружия для атомных подводных лодок. Казалось бы, надо обратить внимание на хорошо себя зарекомендовавшие ПКР Harpoon, например крайних модификаций (Block II, Block II+ и Block II+ ER), которые уже получили "сетевые" возможности, обеспечивающие более гибкое применение при стрельбе на загоризонтную дальность, но похоже такой вариант даже не рассматривался (?!). В характерном для американцев духе -- "оперативная (быстрая) реакция на новые угозы" -- было решено воспользоваться тем, что имеется в наличии. Было предложено оснастить боевые корабли и/или подводные лодки "суррогатными ПКР" -- крылатыми ракетами Tomahawk Block IV (TLAM) доработанными для применения против движущихся морских целей. В начале 2016 года было объявлено что такие суррогатные ПКР (дальность действия как и у TLAM может достигать 1000 морских миль - т.е. 1800+ км) могут поступить на вооружение боевых кораблей и/или подводных лодок ВМС США в 2021 году. Испытания таких ракет были проведены (например, доработанная TLAM запускалась с борта эсминца типа "Arleigh Burke" и затем в полете перенацеливалась на движущуюся морскую цель с борта истребителя F/A-18), и, по сообщению ВМС США, успешно. Судя по всему "противокорабельный TLAM" будет использоваться с сетевой интегрированной системой управления огнём флота-ПВО/ПРО NIFC-CA (Navy Integrated Fire Control - Counter Air) ("выросла" из/взаимодействует с сетевой системой CEC (Cooperative Engagement Capability)), вернее ее "противокорабельной" версией NIFC-CS (NIFC - Counter Surface). Команды для перенацеливания в полете таких "противокорабельных TLAM", предположительно, будут передаваться с борта надводных кораблей и ЛА (самолетов F/A-18, F-35(?), P-8 и БЛА MQ-4C Тритон, возможно в будущем и с борта вертолетов типа MH-60R/S) по УВЧ (225-400 МГц) радиолинии обмена данными (предположительно речь идет доработанный вариант системы обмена данными (линии передачи данных) Link 16). Что любопытно, после 2017 года новостей о программе "противокорабельная TLAM" не появлялось, жива ли программа ?
Планируются ли в дальнейшем оснастить американские подводные лодки новыми ПКР (например, LRASM или NSM) неизвестно.
Краткое изложение заметки USNI News (ТТХ позаимствованы в британской педивикии, плюс некоторые детали от меня):
В четверг, 31 мая 2018 г., Пентагон официально объявил, что норвежская ПКР NSM была выбрана в качестве основного ударного ракетного оружия для боевых кораблей типа LCS.
Пока выделяется 14,8 млн. долларов Raytheon для проведения ОКР (сборка ракет и ПУ, испытания). Общая стоимость контракта может вырасти до $ 847,6 млн.
Текущий контракт обязывает Kongsberg поставить "помещенные в ТПК управляемые ракеты, помещенные в пусковой механизм [пусковую установку] и один комплект системы управления огнём". Стоимость новой ПКР "немногим меньше КР TLAM" (1 TLAM ~ $ 868,000 в ценах 2018 г.).
ПКР NSM -- дозвуковая крылатая ракета. Силовая установка: ТРД (+ стартовый РДТТ). Стартовая масса 410 кг; масса в ТПК 710 кг; масса ОФБЧ 125 кг. Дальность стрельбы 100 морских миль (185 км) (профиль полета переменный(?), вероятно на сверхмалые высоты ракета выходит на финальном участке полета). Система наведения: ИНС + полёт с коррекцией по сигналам СНС (GPS) и системы отслеживания рельефа местности (типа TERCOM) + самонаведение на конечном участке (тепловизионная (IIR) головка самонаведения, со встроенной базой данных типовых целей). Взрыватель: многорежимный (вероятно типа: контактный подрыв БЧ, или неконтактный (напр., в воздухе), или контактный с задержкой).
NSM принята на вооружение Королевского Флота Норвегии в 2012 г. В свое время, лет 10 назад, многофункциональный (для поражения морских и наземных целей) вариант NSM, получивший обозначение JSM предлагался в качестве основной ПКР для истребителей типа F-35 (программа JSF).
Осенью 2014 года состоялись испытательные пуски ПКР NSM с борта корабля LCS-4 "Coronado".
В 2015 г. компании Raytheon и Kongsberg сообщили что будут вместе разрабатывать новую загоризонтную ПКР для кораблей типа LCS.
В 2016 г. Raytheon и Kongsberg пришли к соглашению о совместном производстве РК с ПКР NSM -- сборка и испытаний компонентов ракеты норвежского производства будут производится на заводе Raytheon в г. Тусон (Аризона) (Raytheon Co., Missile Systems), а пусковых установок -- на заводе Raytheon в г. Луисвилль (Кентукки). Общее распределение работ по контракту. Ого, оказывается и немцам немного перепадет:
Планируется ли в дальнейшем производство полностью перенесено в США пока неизвестно.
Согласно текущему контракту (заказчиком выступает Командование Морских (т.е. корабельны/лодочных) систем ВМС США -- Naval Sea Systems Command (NAVSEA)) предполагается:
- поставка ракет в ТПК, загруженных в пусковые механизмы (ПУ) ("encanistered missiles (EM) loaded into launching mechanisms (LM)")
- поставка 1 комплекта системы управления огнем ("single fire control suite (FCS)")
"Контракт включает поставки ракет в ТПК (в тактическом (т.е. боевых), телеметрическом и инертном снаряжении), СУО, пусковые механизмы (ПУ); вспомогательное оборудование(?) (mission support equipment), учебно-тренировочное оборудование и курсы (для л/с), инженерные сервисы ("техподдержка", "техсопровождение" ?), поездки (командировки) и другие прямые выплаты".
Вопросы от меня:
- обозначение новой ПКР пока неизвестно. Предположительно это будет выглядеть примерно RGM-18* или "типа того" :-)
- пусковая установка -- будет ли использована норвежская ПУ или сделают новую ?
- транспортно-пусковой контейнер с ракетой -- будет ли использован норвежский контейнер или сделают новый ?
- "классический" вариант NSM, в отличии от LRASM и Harpoon Blok II+/II+ ER, не имеет "сетевой" capability. Т.е. ВМС США готовы покупать ракету в ее нынешнем виде ? Планируется ли апгрейд ракеты, с целью придания "сетевых возможностей", например, что бы действовать в интегрированных сетевых системах типа NIFC-CA/NIFC-CS ?
- система самонаведения -- будут ли использовать родную IIR "голову" или в дальнейшем планируется многодиапазонная ГС ?
- то ;е самое -- про взрыватель и боевую часть.
- авиационный вариант NSM судя по всему ВМС США не интересует. Планируется что РК поступит на вооружение боевых кораблей типа LCS и в будущем возможно и новых фрегатов типа FFG(X). Вариант для подводных лодок ? Наземный вариант (например, интегрированный в мобильную пусковую установку HIMARS)?
Судя по всему американский флот первоначально покупает ПКР NSM as it is. А вот будет ли дальнейший апгрейд, который фактически можно приравнять к созданию новой ракеты и ракетного комплекса ?
Заметка целиком: Sam LaGrone - Raytheon Awarded LCS Over-the-Horizon Anti-Surface Weapon Contract; Deal Could be Worth $848M (May 31, 2018 5:22 PM • Updated: May 31, 2018 5:50 PM).
См. также Joseph Trevithic - It's Official, The Navy's Next Anti-Ship Cruise Missile Will Be The Naval Strike Missile. The deal could also open a path to adding the American-Norweigan-made missiles, or variants, to other platforms at sea, in the air, and on land. (May 31, 2018).
Продолжение следует ...
противокорабельная ракета NSM
(с) Kongsberg Defence & Aerospace.
То, что контракт получат Рейтеон и их партнер -- норвежская компания Kongsberg -- стало ясно еще в прошлом году, когда один за другим из конкурса выбыли конкуренты -- новая ПКР LRASM (разработчик Lockheed Martin) и модернизированный вариант ПКР AGM/RGM-84 Harpoon Block II+ / Harpoon Block II+ ER (программа "Harpoon Next Generation", Boeing). Сначала в мае 2017 года стало известно что из конкурса выбыла ракета Harpoon Block II+, как не соответсвующая требованиям заказчика (т.е. ВМС США), а затем и ракета LRASM. Таким образом победителем конкурса на создание новой "загоризонтной ПКР" для кораблей типа LCS и перспективных фрегатов УРО (FFG(X)) стала дозвуковая ПКР NSM, предлагаемая Kongsberg и Raytheon.
Самое интересное, что от ракет LRASM и дальнейшей модернизации ПКР ТН/ОТН типа "Harpoon" (Harpoon Block II+ / Harpoon Block II+ ER) американский флот не отказывается. Противокорабельная ракета оперативно-тактического назначения LRASM в ближайшие годы поступит на вооружение авиации ВМС США (носители: истребители F/A-18E/F) и ВВС США (B-1B). Авиационная ПКР LRASM (модификация АКР AGM-158 JASSM) разрабатывается как "неотложная операционная потребность" в современной ПКР воздушного базирования в интересах Тихоокеанского Командования Вооруженных Сил США ("was developed as part of an urgent operational need for U.S. Pacific Command for a modern air launched anti-ship cruise missile"). Также продолжаются работы по модификации ракеты LRASM для вооружения боевых надводных кораблей, причем ракета предлагается как в варианте для вертикальных (типа MK 41 VLS), так и обычных наклонных палубных пусковых установок (прототип такой ПУ уже создан Lockheed Martin). Однако ВМС США пока официально не высказали какого-либо интереса к варианту ПКР LRASM для боевых НК, поэтому корабельный вариант комплекса с ПКР LRASM в настоящее время фактически активно продвигается на экспорт. Мы не располагаем какой-либо достоверной информацией о разработке варианта ПКР LRASM для оснащения подводных лодок.
Противокорабельная ракета "Гарпун" (Harpoon), принятая на вооружение ВМС США еще в конце 1970-х годов продолжает оставаться на вооружение боевых кораблей и авиации американского флота. Совершенствование этой ракеты продолжается, причем как в интересах ВМС США, так и зарубежных заказчиков. В настоящее время продолжается разработка ПКР Harpoon Block II+ и Harpoon Block II+ ER (т.е. увеличенной дальности действия) в интересах авиации ВМС США (заказчик -- Командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR)). Не так давно, примерно в декабре 2017 года, состоялись очередные успешные пуски авиационной ПКР Harpoon Block II+ с истребителя F/A-18. Помимо новой радиолокационной головки самонаведения новая ПКР Harpoon Block II+(AGM-84N) получила усовершенствованный комплект спутникового наведения (приёмник сигналов СНС NAVSTAR/GPS) и оборудования приёма данных (data link), позволяющее использовать ракету в т.н. "сетецентрических" (сетевых) операциях (что это значит: например, в полете ракета может получить по радиолинии передачи данных целеуказание о новой цели от другого корабля или самолета/вертолета или даже с наземного пункта (т.е. не от носителя, с которого был осуществлен пуск), и соответственно, перенацелиться на эту новую цель; это более гибкий, именно "сетевой", способ целеуказания для крылатых ракет при стрельбе по движущимся надводным/береговым целям при стрельбе на предельную (загоризонтную) дальность, нежели те, что обеспечивали "классические" системы радиотехнической/радио/радиолокационной разведки и целеуказания для дальнобойных ПКР, такие как советские системы (космическая) МКРЦ-1 "Легенда" и (авиационная) "Успех" и американские системы OUTLAW SHARK, AN/ULQ-20 BGPHES и AN/SSQ-108( ) Classic OUTBOARD). Также продолжаются работы по программе АКР AGM-84H/K SLAM-ER (телеуправляемый вариант ПКР Harpoon для поражения наземных целей).
Однако о дальнейшей модернизации противокорабельных ракет Harpoon для оснащения боевых кораблей ВМС США информация в официальной документации отстуствует, и тема эта вообще не поднимается в официальных масс-медиа. Известно лишь, что масштабная модернизация ракет предлагалась (и не один раз) флоту корпорацией Boeing (производитель ракет семейства Harpoon). Это вероятно свидетельствует о том, что в ближайшие годы, возможно уже в ближайшие 5-10 лет, эти ракеты начнут постепенно снимать с вооружения флота. Альтернатива корабельным ПКР RGM-84( ) Harpoon уже имеется (новые ПКР LRASM и NSM, и "суррогатные ПКР", полученные путем переоборудования КР Tomahawk Block IV и ЗУР(!!!) SM-6 (RIM-174 ERAM)).
С "гарпунами" на американских подводных лодках история еще более непростая. Дело в том, что еще 20 лет назад, в 1997 году лодочные ПКР UGM-84A Harpoon (так же известна как Sub-Harpoon) были сняты с вооружения ВМС США. Фактически все подводные силы ВМС США остались без дальнобойного ("загоризонтной" дальности действия) противокорабельного ракетного оружия. 20 лет назад это было вполне оправданным решением. Связано это было разумеется с тем, что а) флот в те годы был полностью переориентирован на борьбу с береговыми целями ("флот против берега"), и соответственно приоритет был отдан крылатым ракетам для поражения наземных целей, таким как TACTOM (она же Tomahawk Block IV, она же TLAM) или RGM-165 LASM (вариант ЗУР SM-2); б) отсутствие целей -- "холодная война" закончилась, проигравшая сторона успешно утилизировала быстрыми темпами свой флот, а ВМС НОАК (ВМС КНР) в те годы еще не представляли серьезной угрозы. Тогда же, в конце 1990-х -- начале 2000-х годов, и по тем же причинам, ПКР Harpoon перестали устанавливаться и на все вводимые в строй новые боевые корабли, то есть на эсминцы типа "Arleigh Burke" подсерий Flight IIA/IIA+. Тем не менее лодочный вариант ПКР Harpoon до сих пор остается на вооружении подводных лодок ряда стран мира.
С ростом экономической и военной мощи Китая, с началом восстановления ВМФ России (и конфликтов на Донбассе и в Сирии), американское военное командование наконец-то вспомнило о необходимости противокорабельного ракетного оружия для атомных подводных лодок. Казалось бы, надо обратить внимание на хорошо себя зарекомендовавшие ПКР Harpoon, например крайних модификаций (Block II, Block II+ и Block II+ ER), которые уже получили "сетевые" возможности, обеспечивающие более гибкое применение при стрельбе на загоризонтную дальность, но похоже такой вариант даже не рассматривался (?!). В характерном для американцев духе -- "оперативная (быстрая) реакция на новые угозы" -- было решено воспользоваться тем, что имеется в наличии. Было предложено оснастить боевые корабли и/или подводные лодки "суррогатными ПКР" -- крылатыми ракетами Tomahawk Block IV (TLAM) доработанными для применения против движущихся морских целей. В начале 2016 года было объявлено что такие суррогатные ПКР (дальность действия как и у TLAM может достигать 1000 морских миль - т.е. 1800+ км) могут поступить на вооружение боевых кораблей и/или подводных лодок ВМС США в 2021 году. Испытания таких ракет были проведены (например, доработанная TLAM запускалась с борта эсминца типа "Arleigh Burke" и затем в полете перенацеливалась на движущуюся морскую цель с борта истребителя F/A-18), и, по сообщению ВМС США, успешно. Судя по всему "противокорабельный TLAM" будет использоваться с сетевой интегрированной системой управления огнём флота-ПВО/ПРО NIFC-CA (Navy Integrated Fire Control - Counter Air) ("выросла" из/взаимодействует с сетевой системой CEC (Cooperative Engagement Capability)), вернее ее "противокорабельной" версией NIFC-CS (NIFC - Counter Surface). Команды для перенацеливания в полете таких "противокорабельных TLAM", предположительно, будут передаваться с борта надводных кораблей и ЛА (самолетов F/A-18, F-35(?), P-8 и БЛА MQ-4C Тритон, возможно в будущем и с борта вертолетов типа MH-60R/S) по УВЧ (225-400 МГц) радиолинии обмена данными (предположительно речь идет доработанный вариант системы обмена данными (линии передачи данных) Link 16). Что любопытно, после 2017 года новостей о программе "противокорабельная TLAM" не появлялось, жива ли программа ?
Планируются ли в дальнейшем оснастить американские подводные лодки новыми ПКР (например, LRASM или NSM) неизвестно.
Испытательный пуск ПКР NSM с борта LCS-4 "Coronado" в сентябре 2014 г. Любопытно, что пусковая установка с 2 ТПК с ракетами была установлена прямо на взлетно-посадочной площадке корабля. Фото ВМС США. Источник en.wikipedia.
См. также видео.
Краткое изложение заметки USNI News (ТТХ позаимствованы в британской педивикии, плюс некоторые детали от меня):
В четверг, 31 мая 2018 г., Пентагон официально объявил, что норвежская ПКР NSM была выбрана в качестве основного ударного ракетного оружия для боевых кораблей типа LCS.
Пока выделяется 14,8 млн. долларов Raytheon для проведения ОКР (сборка ракет и ПУ, испытания). Общая стоимость контракта может вырасти до $ 847,6 млн.
Текущий контракт обязывает Kongsberg поставить "помещенные в ТПК управляемые ракеты, помещенные в пусковой механизм [пусковую установку] и один комплект системы управления огнём". Стоимость новой ПКР "немногим меньше КР TLAM" (1 TLAM ~ $ 868,000 в ценах 2018 г.).
ПКР NSM -- дозвуковая крылатая ракета. Силовая установка: ТРД (+ стартовый РДТТ). Стартовая масса 410 кг; масса в ТПК 710 кг; масса ОФБЧ 125 кг. Дальность стрельбы 100 морских миль (185 км) (профиль полета переменный(?), вероятно на сверхмалые высоты ракета выходит на финальном участке полета). Система наведения: ИНС + полёт с коррекцией по сигналам СНС (GPS) и системы отслеживания рельефа местности (типа TERCOM) + самонаведение на конечном участке (тепловизионная (IIR) головка самонаведения, со встроенной базой данных типовых целей). Взрыватель: многорежимный (вероятно типа: контактный подрыв БЧ, или неконтактный (напр., в воздухе), или контактный с задержкой).
NSM принята на вооружение Королевского Флота Норвегии в 2012 г. В свое время, лет 10 назад, многофункциональный (для поражения морских и наземных целей) вариант NSM, получивший обозначение JSM предлагался в качестве основной ПКР для истребителей типа F-35 (программа JSF).
Осенью 2014 года состоялись испытательные пуски ПКР NSM с борта корабля LCS-4 "Coronado".
В 2015 г. компании Raytheon и Kongsberg сообщили что будут вместе разрабатывать новую загоризонтную ПКР для кораблей типа LCS.
В 2016 г. Raytheon и Kongsberg пришли к соглашению о совместном производстве РК с ПКР NSM -- сборка и испытаний компонентов ракеты норвежского производства будут производится на заводе Raytheon в г. Тусон (Аризона) (Raytheon Co., Missile Systems), а пусковых установок -- на заводе Raytheon в г. Луисвилль (Кентукки). Общее распределение работ по контракту. Ого, оказывается и немцам немного перепадет:
Work will be performed in Kongsberg, Norway (75 percent); Tucson, Arizona (15 percent); Schrobenhausen, Germany (4 percent); Raufoss, Norway (3 percent); McKinney, Texas (2 percent); and Louisville, Kentucky (1 percent)
Планируется ли в дальнейшем производство полностью перенесено в США пока неизвестно.
Согласно текущему контракту (заказчиком выступает Командование Морских (т.е. корабельны/лодочных) систем ВМС США -- Naval Sea Systems Command (NAVSEA)) предполагается:
- поставка ракет в ТПК, загруженных в пусковые механизмы (ПУ) ("encanistered missiles (EM) loaded into launching mechanisms (LM)")
- поставка 1 комплекта системы управления огнем ("single fire control suite (FCS)")
"Контракт включает поставки ракет в ТПК (в тактическом (т.е. боевых), телеметрическом и инертном снаряжении), СУО, пусковые механизмы (ПУ); вспомогательное оборудование(?) (mission support equipment), учебно-тренировочное оборудование и курсы (для л/с), инженерные сервисы ("техподдержка", "техсопровождение" ?), поездки (командировки) и другие прямые выплаты".
Вопросы от меня:
- обозначение новой ПКР пока неизвестно. Предположительно это будет выглядеть примерно RGM-18* или "типа того" :-)
- пусковая установка -- будет ли использована норвежская ПУ или сделают новую ?
- транспортно-пусковой контейнер с ракетой -- будет ли использован норвежский контейнер или сделают новый ?
- "классический" вариант NSM, в отличии от LRASM и Harpoon Blok II+/II+ ER, не имеет "сетевой" capability. Т.е. ВМС США готовы покупать ракету в ее нынешнем виде ? Планируется ли апгрейд ракеты, с целью придания "сетевых возможностей", например, что бы действовать в интегрированных сетевых системах типа NIFC-CA/NIFC-CS ?
- система самонаведения -- будут ли использовать родную IIR "голову" или в дальнейшем планируется многодиапазонная ГС ?
- то ;е самое -- про взрыватель и боевую часть.
- авиационный вариант NSM судя по всему ВМС США не интересует. Планируется что РК поступит на вооружение боевых кораблей типа LCS и в будущем возможно и новых фрегатов типа FFG(X). Вариант для подводных лодок ? Наземный вариант (например, интегрированный в мобильную пусковую установку HIMARS)?
Боевые корабли типа LCS-1 (справа) и LCS-2 оснащенные противокорабельными ракетами NSM. Выглядит конечно "не очень". А как же снижение заметности, зачем было городить все эти стелс-обводы если прямо на палубе поставлены такие "дуры" ? :) :) :)
Кадр из презентации Raytheon. (с) Raytheon. via USNI News.
Судя по всему американский флот первоначально покупает ПКР NSM as it is. А вот будет ли дальнейший апгрейд, который фактически можно приравнять к созданию новой ракеты и ракетного комплекса ?
Заметка целиком: Sam LaGrone - Raytheon Awarded LCS Over-the-Horizon Anti-Surface Weapon Contract; Deal Could be Worth $848M (May 31, 2018 5:22 PM • Updated: May 31, 2018 5:50 PM).
См. также Joseph Trevithic - It's Official, The Navy's Next Anti-Ship Cruise Missile Will Be The Naval Strike Missile. The deal could also open a path to adding the American-Norweigan-made missiles, or variants, to other platforms at sea, in the air, and on land. (May 31, 2018).
Продолжение следует ...
Комментарии
Отправить комментарий