Закрытие разработки корабельного комплекса ПТЗ SSTD

Обновлено 12 апреля 2019 г.

Известный военно-морской блогер Крис Кавас обратил внимание, что ВМС США еще в сентябре 2018 года закрыли программу создания корабельного комплекса противоторпедной защиты (ПТЗ) AN/WSQ-11(?) SSTD (Surface Ship Torpedo Defense System - система противоторпедной обороны надводного корабля) (известна также как TDS). О данной системе ПТЗ (головной разработчик и производитель системы (prime contractor) -- "Ultra Electronics" (Chantilly, Virginia; Wake Forest, North Carolina); в проекте участвовали также около полутора десятков фирм и НИУ) стало известно в середине 2000-х годов.

Система AN/WSQ-11 SSTD включает (перечислены основные компоненты):

- средства обнаружения целей (атакующих торпед) -- система предупреждения о торпедной атаке TWS (Torpedo Warning System) (возможно в этом качестве использовалась гидроакустическая приёмная система AN/SLR-24 (??!), использует буксируемую пассивную гидроакустическую антенную решетку TAG (Target Aquisition Group).

- средства поражения атакующих торпед ("hard-kill", активное средство противодействия), то есть противоторпеда (малогабаритная торпеда, известная как Anti-Torpedo Torpedo (ATT), а в дальнейшем - Countermeasure Anti-Torpedo (CAT)), размещенная на корабле в транспортно-пусковом модуле ("The hard-kill Anti-Torpedo Torpedo for all threats, a self-contained launcher, and a canisterized launch system"). Система с противоторпедами CAT получил название ATTDS (Anti-Torpedo Torpedo Defense System) и является подсистемой комплекса SSTD.

- средства отведения атакующих торпед ("soft-kill", пассивные средства противодействия) -- получившая название. В этом качестве выступают буксируемая гидроакустическая ловушка AN/SLQ-25A "Nixie" (также известна как TAAS (Towed Active Acoustic Source - буксируемый активный гидроакустический источник [шумов]), которая в дальнейшем видимо была заменена на модифицированный вариант (AN/SLQ-25C, AN/SLQ-25D или AN/SLQ-25E), а также дрейфующая на заданной глубине гидроакустическая ловушка Mk. 2 ADC (Acoustic Device Countermeasure), отстреливаемая с корабля с помощью специальной ПУ.

Система SSTD и ее основные компоненты. Показано применение только активных средств противодействия (противоторпеды) по наводящейся по кильватерному следу торпеды противика. (с) DOT&E, 2018

То есть SSTD это активно-пассивная система ПТЗ, примерно аналогичная по назначению (про реальные возможности судить не берусь) российским корабельным комплексам ПТЗ "Удав-1" (-1М) и "Пакет-НК" (в случае его использования вместе с дрейфующими приборами противодействия, выстреливаемыми с помощью специальных реактивных бомб из установок типа РБУ-6000). Важное отличие системы SSTD от российских аналогов видимо заключается в том, что это фактически транспортируемая, перемещаемая система, которые использует ряд целевых модулей (набор средств управления; система обнаружения целей; буксируемая пассивная антенна; пусковой модуль с противоторпедами) относительно быстро и легко устанавливаемыми на корабль / демонтируемыми с корабля, а также набор штатных средств гидроакустического противодействия корабля (буксируемые и дрейфующие ловушки). Схожий подход применялся при разработке функциональных модулей для кораблей типа LCS.

И еще один момент. Почему в состав системы ПТЗ SSTD были введены активные средства противодействия, то есть противоторпеды. Это было сделано в целях противодействия "тяжелым" "лодочным" торпедам с комбинированными системами наведения, включающими не только активные и пассивные гидроакустические каналы, но и наведение по кильватерному следу корабля, и/или дистанционное управление по кабелю. Такие торпеды имеются на вооружении ВМФ РФ (принимались на вооружение еще в советское время) и поставлялись в ряд стран мира, в т.ч. и в Китай и Северную Корею. Пассивные средства противодействия (самоходные, буксируемые, дрейфующие "ловушки" - станции постановки акустических помех) могут отвести от цели, "обмануть" торпеды с классическими только-акустическими системами наведения, однако против торпед оснащенных еще и наведением по кильватерному следу или/и управляемых по опто-волоконному кабелю они бесполезны, и такие торпеды необходимо уничтожать.

Система SSTD была предназначена  в первую очередь для ПТЗ авианосцев ВМС США. Начиная с 2013 года она была установлена на нескольких атомных авианосцах типа CVN 68 "Nimitz" (всего комплекс ПТЗ получили 5 авианосцев, причем только три из них  ("Nimitz", "Harry S. Truman", "George H.W. Bush") изначально получили систему в полной комплектации). Однако фактически на корабли была установлена экспериментальная система, которая в итоге полноценно так и не заработала.

В апреле 2018 года было выпущено 3-е дополнение к "Докладу о Раннем Развертывании [системы ПТЗ]" от 2015 года ("a third update to the 2015 Early Fielding Report on the Surface Ship TorpedoDefense (SSTD) system"). Доклад совершенно секретный, однако выводы из него были преданы публичной огласке:

- Qualified sailors with the support of contractors used the Torpedo Warning System (TWS) to successfully alert on inbound torpedoes.
- Countermeasure Anti-Torpedo (CAT) demonstrated some capability to defeat an incoming torpedo.
- Towed Active Acoustic Source (TAAS) reliability is improved.
- CAT reliability is uncertain
- The lethality of CAT is untested.

Т.е.

- система предупреждения о приближающейся торпеде TWS успешно предупреждала персонал о атакующих торпедах;
- противоторпеда CAT продемонстировала некоторые способности поражения атакующих торпед;
- надежность (работы) буксируемой ловушки TAAS (AN/SLQ-25(  )) была улучшена;
- надежность противоторпеды CAT сомнительна;
- поражающее действие противоторпеды CAT не было испытано (т.е. не было стрельб по боевым (не практическим) торпедам ? -- авт.).

Иными словами подвела именно противоторпеда, а без этого ключевого элемента ни о каком комплексе ПТЗ не может быть и речи. Поэтому в сентябре 2018 года ВМС США закрыли все ОКР по программе создания системы ПТЗ SSTD. Поставленные флоту системы ПТЗ SSTD будут сняты с авианосцев в ходе проведения обслуживания в период с 2019 по 2023 финансовые годы ("In September 2018, the Navy suspended its effort to develop the SSTD system. The Navy plans to restore all carriers to their normal configurations during maintenance availabilities between FY19 and FY23"). Отмечу только, что ряд элементов системы ПТЗ SSTD, такие как система обнаружения целей TWS (TWS/TAG/TCG) и буксируемые ловушки могут и в дальнейшем использоваться на авианосцах и других боевых кораблях, т.к. свою работоспособность они доказали на деле.

Страницы доклада DOT&E:


Отчет DOT&E см. тут.


Подборка фотографий SSTD system (источник):

Пуск противоторпеды CAT из пускового модуля (отстрел производится сжатым воздухом), установленного на борту авианосца.
Оборона корабля от атакующих торпед с помощью противоторпед CAT.
Обзор системы ATTDS (Anti-Torpedo Torpedo Defense System) (подсистема с противоторпедой CAT, компонент системы SSTD). Ключевой компонент: противоторпеда CAT. "Проблема: кильватерный след корабля" (подразумевается противодействие торпедам с системой наведения в т.ч. и по кильватерному следу корабля, из чего следует, что система ПТЗ ATTDS разрабатывалась в первую очередь для противодействия торпедному оружию ВМФ РФ и ВМС НОАК. (слайд из презентации NAVSEA, 2015 г.).
Конструкция противоторпеды CAT. Указано, что головная часть для противоторпеды разработана в подразделении NSWC в Индиэн Хэдс (NSWC IHEODTD) (ведущее НИУ флота по ВВ, БЧ, противодействию СВУ, взрывателями, зарядам/топливам и т.п.). (слайд из презентации NAVSEA, 2015 г.).
"A contractor examines part of the line holding the TWS' towed sensor array to USS George H.W. Bush in 2013". (Представитель компании-производителя осматривает буксируемый кабель, к которому крепится буксируемая антенная решетка с комплектом пассивных гидроакустических датчиков TAG системы TWS, на борту авианосца CVN 77 "George H.W. Bush", 2013 год). Фото U.S. Navy.
Пуск противоторпеды CAT (ATT) с борта АВМА типа "Нимитц" во время испытаний. Скрин с видео. Хорошо виден транспортируемый пусковой модуль на 6 противоторпед.

***

Дополнение, 12.4.2019 г.

The Drive в статье, посвященной началу разработки для ВМС США малогабаритных противоторпед для оснащения АПЛ, как находящихся в составе флота, так и перспективных ("Вирджиния" Блоки IV, V; ПЛАРБ типа SSBN-826 "Columbia"). То есть речь идет о лодочных комплексах ПТЗ, именно hard-kill, аналоге российских систем ПТЗ "Ласта-Пакет" и "Пакет-НК" (тема "Ласта"), которые должны дополнить ныне используемые на АПЛ акустические приборы противодействия. Автор статьи предполагает, что в качестве противоторпеды может использоваться т.н. Compact Rapid Attack Weapon (CRAW) -- легкая малогабаритная торпеда, "идентичная по шасси" (видимо имеется в виду корпус + двигатель + движительная система) противоторпеде CAT (ATT).


Торпеда CRAW известна давно, как минимум с начала 2010-х годов. Судя по брифингу NAVAIR (см. слайд выше) эта торпеда рассматривалась как малогабаритная противолодочная торпеда, для оснащения беспилотных ЛА ВВ/П (VTUAV) и автономных (безэкипажных) надводных кораблей (USV). Торпеда по конструкции аналогична противоторпеде CAT (ATT), даже внешне они почти не отличимы; отличия видимо только(?) в системе наведения. Диаметр 6.75 дюймов (171 мм, то есть в два раз меньше чем у штатных противолодочных торпеды MK 46/ 50 /54), длина около 85 дюймов (ок. 216 см), масса менее 220 фунтов (ок. 100 кг).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

радиолокационная станция AN/MPQ-64A4 "Sentinel A4"

50 мм автоматическая пушка XM913 "Enhanced Bushmaster III"

Презентация ЗРАК "Панцирь-М" на МВМС-2017