ВМС США спишут УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6)

Свершилось. 30 ноября 2020 г. ВМС США официально объявили о том, что УДК "Bonhomme Richard" (LHD 6) (типа LHD 1 "Wasp") будет списан и в дальнейшем пущен на слом. Решение было принятно по результатам расследования масштабного пожара на корабле, случившегося в июле 2020 года. Возгорание произошло утром 12 июля на борту универсального десантного корабля (УДК) "Bonhomme Richard" (LHD-6) находившегося тогда у причала ВМБ Сан-Диего (Калифорния) и проходившего штатное техническое обслуживание. Пожар был такой силы, что тушение огня продолжалось примерно четыре с половиной дня. Корабль удалось спасти, но он получил столь серьезные повреждения, что в итоге его ремонт и восстановление были признаны нецелесообразными.

УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6) в море, на боевой службе (фото из офицального пресс-релиза ВМС США). дата и место - неизвестны.
Пожар на УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6), фото 12 июля 2020 г.
Пожар на УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6), июль 2020 г.
Поврежденный огнем УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6), возгорание полностью ликвидировано, ВМБ Сан Диего, 17 июля 2020 г.


Официальный пресс-релиз ВМС США ( ссылка ).

Navy to Decommission USS Bonhomme Richard
30 November 2020
After thorough consideration, the Navy has decided to decommission USS Bonhomme Richard (LHD 6), a Wasp-class amphibious assault ship, due to the extensive damage sustained during the July fire.

WASHINGTON – After thorough consideration, the Navy has decided to decommission USS Bonhomme Richard (LHD 6), a Wasp-class amphibious assault ship, due to the extensive damage sustained during the July fire.
“We did not come to this decision lightly,” said Secretary of the Navy Kenneth J. Braithwaite. “Following an extensive material assessment in which various courses of action were considered and evaluated, we came to the conclusion that it is not fiscally responsible to restore her.
"Although it saddens me that it is not cost effective to bring her back, I know this ship’s legacy will continue to live on through the brave men and women who fought so hard to save her, as well as the Sailors and Marines who served aboard her during her 22-year history," Braithwaite said.
Following the fire, the Navy conducted a comprehensive material assessment that concluded the cost to restore Bonhomme Richard could exceed $3 billion and require between five and seven years to complete.
The Navy also examined rebuilding the ship for alternate purposes and determined the cost could exceed $1 billion, which is as much or more than a new-construction hospital ship, submarine tender, or command-and-control ship.
Although the timeline for towing and dismantlement are still being finalized, the Navy will execute an inactivation availability that will remove systems and components for use in other ships.
Since July, the Navy has taken numerous actions designed to provide immediate fire safety and prevention improvements across the Fleet and shore installations. Working collaboratively, the fleet commanders established a Fire Safety Assessment Program to conduct random assessments of ship’s compliance with Navy fire-safety regulations, with a priority on ships undergoing maintenance availabilities.
Naval Sea Systems Command issued an advisory to all supervising authorities on directed fire prevention requirements and outlined corrective actions to improve fire protection, damage control, and firefighting doctrine, all of which will be executed in close partnerships with industry partners.
All investigations associated with the fire onboard LHD 6 remain ongoing. USS Bonhomme Richard is assigned to the Commander, U.S. Pacific Fleet.


---

См. также:

 -- NAVY WILL SCRAP USS BONHOMME RICHARD. By: Megan Eckstein. USNI News. November 30, 2020 3:00 PM • Updated: November 30, 2020 4:07 PM

 -- UPDATED: NOTABLE U.S. NAVY SHIPS LOST SINCE WORLD WAR II. By: Sam LaGrone. USNI News.  August 28, 2012 4:04 PM • Updated: November 30, 2020 4:24 PM ~ (перечень кораблей, малых кораблей, судов, подводных лодок, потерянных ВМС США после 2-й Мировой Войны; теперь в этот перечень включен и УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6).

***

ПРОЩАНИЕ С "БОННИ ДИКОМ"

УДК "Bonhomme Richard" (LHD-6) был введен в состав ВМС США в 1998 году. Таким образмо корабль прослужил в составе ВМС США примерно 22 года. При этом расчетный срок службы для этих десантных кораблей составляет если мне не изменяет память где-то 25-30 лет, так что примерно еще лет пять-семь "Bonhomme Richard" мог бы послужить, но не судьба, "дембель" раньше времени. Конечно, ВМС США продолжает получать УДК следующего поколения, и этот корабль мог бы послужить еще лет пять, все-таки как никак, а почти полноценный легкий авианосец, к тому же еще и морскую пехоту перевозит, с танками, винтовками, вертолетами, и прочими ништяками ...

УДК типа "Уосп" для 1980-х - 1990-х годов были поистине уникальные и передовые корабли. Стоит отметить, что название класса кораблей "универсальные десатные корабли" это советский термин. Согласно официальной классификации ВМС США это "десантный вертолетоносец с доковой камерой" (Landing Helicopter Dock = LHD). По сути своей это дальнейшее развитие десантных вертолетоносцев (Landing Helicopter Assault -- "штурмовые десантные вертолетоносцы") типа LHA 1 "Tarawa", тоже уникальные и во многих отношения и передовые для 1970-х годов десантные корабли.

Чем же различались эти два класса десантных вертолетоносцев ? Оба класса вертолетоносцев были оснащены доковой камерой, однако "Таравы" могли принимать в док-камеру только классические плашкоуты, предназначенные для перевозки пехоты, бронетехники, артиллерии, грузов, и плавающую бронетехнику (например гусеничные машины типа LVT( )-7), а "Уоспы" же за счет больших размеров  могут принимать в доковые камеры заодно и быстроходные десантные катера на воздушной подушке типа LCAC. "Уоспы" в целом были значительно больше своих предшественников как по размерам, так и по водоизмещению, что привело к увеличению размещаемой на корабле авиагруппы (вертолеты различного назначения, впоследствии парк был дополнен и ударными самолетами с укороченным взлетом и вертикальной посадкой типа AV-8B Harrier II, а затем и новыми легкими истребителями-бомбадировщиками F-35B Lightning II; кстати, про отличия, "Таравы" не были штатно приспособлены для базирования "Харриеров", в то время как "Уоспы" изначально были приспособлены и для базирования СУ/ВПП), бОльшие площади/объемы помещений позволили размещать на этих гигантских десантных кораблях больше личного состава морской пехоты, военной техники и боеприпасов, средств МТО.

Для корабля были разработаны ряд интересных радиоэлектронных систем. Помимо различных средств обнаружения (радары), связи, навигационного оборудования, которые устанавливались и на боевых надводных кораблях других классов, не только десантных, для "Уоспов" был разработан ряд специализированных систем. Например, система ITAWDS (Integrated Tactical Amphibious Warfare Data System). Первый вариант такой системы была разработана еще для вертолетоносцев типа LHA 1 "Tarawa" (но, честно говоря, не очень понятно устанавливалась ли она на эти корабли ?). Почему то считается, что ITAWDS это такая "супер-дупер" автоматизированная система управления, которая якобы управляет практически всеми "телодвижениями" на борту УДК, однако это, мягко говоря, не совсем так. Название системы переводит как "интегрированная система данных [информации - как вариант] (в целях обеспечения проведения) тактических амфибийных (десантных) операций". В целом речь идет о пункте на борту корабля, который оснащен комплектом средств автоматизации сбора, обработки и распределениях тактических данных в интересах проведения десантных операций. Используются средства радиосвязи (штатные средства корабля и средства связи подразделений морской пехоты на борту, в состав системы ITAWDS они не входят), мультеплексирования, коммутации, конвертации данных, вычислительная техника, средства отображения и проч. переферийное оборудование (принтеры, накопители на магнитной ленте, и т.д.).

Вот что пишет википедия про ITAWDS (списано с сайта глобалсекьюрити, ох лол). Из написанно понятно, что "почти угадали", но кое-что приписано явно лишнее. ITAWDS это таки не настолько интегрированная система, как например система оружия ИДЖИС, которая и обеспечивает данными системы оружия (ПВО, ПКО, ПЛО), и интегрирует заодно и информацию о тактической обстановке.

"... система, предназначенная для десантных кораблей. Осуществляет планирование, координацию и мониторирование действий кораблей и десантных подразделений во время проведения десантных операций, быструю передачу голосовых сообщений, видеоинформации и цифровых данных. Обеспечивает интеграцию данных, полученных от радаров и другого электронного оборудования (трёхкоординатный радар AN/SPS-52, радар воздушного обзора AN/SPS-40, радар обзора поверхности/навигационный радар AN/SPS-10), поддержку проведения ряда вспомогательных операций (погрузка и разгрузка), управление полётами вертолётов, идентификацию «свой-чужой», перехват радиообмена противника, электронное противодействие".

вот как цитата должна звучать на самом деле (сомнительное и явно не связанно с системой данных ITAWDS вычеркнуто, добавлены пояснения от меня).

"... система [сбора, обработки, анализа и распределения тактических данных в интересах амфибийных десантных операций], предназначенная для десантных кораблей. Осуществляет планирование, координацию и мониторирование мониторинг действий кораблей и десантных подразделений во время проведения десантных операций, быструю передачу голосовых сообщений, видеоинформации [скорее всего эта фунция появилась позже в 90-ые - 2000-ые гг.; в 80-ые годы системы обмена видеоинформацией существовали, но еще не получили широкого распространения -- сост.] и цифровых данных, [и текстовых сообщений (телетайп)]. Обеспечивает интеграцию данных, полученных от радаров и другого электронного оборудования (трёхкоординатный радар AN/SPS-52, радар воздушного обзора AN/SPS-40, радар обзора поверхности/навигационный радар AN/SPS-10) [нет, данные от РЛС о надводных/воздушных целях не передавались в систему ITAWDS], поддержку проведения ряда вспомогательных операций (погрузка и разгрузка) [требует подтверждения -- сост.], управление полётами вертолётов [это не так, для этого на корабле специальный набор средств управления полетами (УВД) и связи с ЛА в воздухе], идентификацию «свой-чужой» [нет, на корабле отдельная подсистема опознавания "свой-чужой", работающая вместе с РЛС обнаружения воздушных целей и УВД], перехват радиообмена противника [нет, не имеет отношения к ITAWDS; но перехваченная информация (развединформация) может передаваться по каналам радиосвязи от береговых подразделений, правда, вероятно она будет перенаправлена штатным криптологам или разведчикам], электронное противодействие [нет, и это не имеет отношения к ITAWDS]".

Добавлю, что предположительно, со временем систем ITAWDS начала использоваться вместе с системой EPLRS (Enhanced Position Location Reporting System) и ее вариантов. По назначению последняя близка системе ITAWDS. Это действительно по своему уникальная система, которая еще с 1960-х годов, тогда еще под названием PLRS, разрабатывалась непосредственно КМП США (Армия США тогда в программе не участововала). Система действительно крайне интересная, т.к. призвана решать одновременно несколько основных задач. Это фактически радиосеть, состоящая из базовой радиосистемы (т.н. станции управления сетью) и ряда специализированных радиостанций (носимых, размещаемых на бронетехнике и автомобилях, вертолетах, десантно-высадочных катерах). Система EPLRS решает несколько основных задач: командование и управление небольшими тактическим подразделениями / и отчеты для командования от десантных подразделений; отображение местоположения (локации) своих и союзнических подразделений (т.е. PLRS/EPLRS это фактически еще и навигационная система); с 1990-х годов EPLRS и ее варианты приспосабливаются еще и для обмена тактическими цифровыми данными между командованием (как правило на десантных кораблях) и наземными мобильными подразделениями на берегу.

Кроме того, для кораблей типа LHD-1 "Wasp" были созданы довольно любопытные системы автоматизации работы средств самообороны (ПВО и ПРО) корабля, например AN/SWY-3 (комбинация средств ЗРК самообороны NATO Sea Sparrow (NSSMS), Mk 31 RAM и РЛС Mk 23 TAS из состава NATO Sea Sparrow) и AN/SWY-5 (комбинация ЗРК самообороны NATO Sea Sparrow (NSSMS), Mk 31 RAM и РЛС Mk 23 TAS, а также ЗАК Mk 15 Phalanx); об этих системах известно мало, практически ничего, но вероятно речь идет об интеграции всех средств ПВО и ПРО (Си Спарроу, RAM, Фаланкс) корабля в некое подобие автономной(?) автоматизированной ракетно-артиллерийской системы самообороны корабля от летательных аппаратов и крылатых ракет.

Кроме того, часть УДК типа LHD-1 "Wasp" получили и такую интересную систему как Mk 2 SSDS (Ship Self-Defense System). Это комплекс средств автоматизации  управления средствами самообороны корабля. Она разработана для боевых и десантных кораблей, не оснащенных системами типа NTDS или AEGIS. У этой системы значительно более скромные возможности, чем у систем семейства AEGIS. Основные источники данных от целей - РЛС обнаружения воздушных (AN/SPS-48( ), AN/SPS-49A, AN/SPS-52( )), надводных (AN/SPS-67( )) и низколетящих (AN/SPQ-9B) целей; средств РЭР (приемная система комплекса AN/SLQ-32( )(V)); средств опознавания "свой-чужой" (запросчик гос. опознавания AN/UPX-29); тактических радиолиний передачи данных [от внешних источников] (Link 4A, Link 11 / Link 22, Link 16); обеспечивается интеграция с системой CEC; возможно системы типа Mk 2 SSDS как-то взаимодействуют и с системами типа AN/SWY-5. Информация об обстановке и целях, получаемая от разных источников собирается, обрабатывается, и перераспределяется -- данные ЦУ предназначены для систем ПВО и ПРО самообороны NATO SeaSparrow и RAM (а также вероятно и SeaRAM и Phalanx). Отработка систем семейства Mk 2 SSDS ведется еще с 90-х годов, и в общем-то неторопливо, в основном системами Mk 2 SSDS оснащаются атомные авианосцы, крупные десантных корабли, и то в основном новой постройки. Из "Уоспов" системы Mk 2 SSDS были установлены только на два последних корабля в серии (LHD 7, LHD 8), что там с модернизацией ранее построенных -- пока неясно. Впрочем "Бонни Дику" она уже не понадобится ;(

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

радиолокационная станция AN/MPQ-64A4 "Sentinel A4"

50 мм автоматическая пушка XM913 "Enhanced Bushmaster III"

Презентация ЗРАК "Панцирь-М" на МВМС-2017